Миссионер храма принял участие в работе очередного семинара сектора философии религии ИФ РАН

image_pdfimage_print

19 декабря 2019 года в здании Института философии Российской Академии наук в рамках постоянно действующего научного семинара «Scientiae de religione» с  сообщением на тему «Антропологические воззрения Пелагия в связи с его учением о трех этапах человеческой истории» выступил А. Р. Фокин (ИФ РАН).

По завершении доклада состоялась дискуссия.

В работе семинара в качестве дискутанта принял участие миссионер храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных, член Комиссии Московской (городской) епархии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, магистр теологии чтец А. Тумин.

Трансляция:  ИФ РАН https://www.youtube.com/watch?v=1hXsHHstB8s

Фото: ИФ РАН

 

Тезисы доклада

 В докладе будут рассмотрены антропологические воззрения Пелагия (ок. 350/354–423/429) в тесной связи с его учением о трех этапах человеческой истории.

Будет показано, что учение Пелагия о человеке и человеческой природе включает следующие основополагающие элементы: разумность, свобода воли, естественный закон, или «закон совести», и природная благость человека, которые не могут быть утрачены. Пелагий проводит разграничение между: 1) возможностями или способностями человеческой природы, 2) свободной волей и 3) ее осуществлением в действии.

Он рассматривает человека и его природу в свете своего учения о промысле Бога о человеческом роде, осуществлявшемся в три этапа, которым соответствуют три «времени»: 1) «время природы», простиравшееся от Адама до Моисея; 2) «время закона» (с которым соединяется и «время пророков»), простиравшееся от Моисея до последнего ветхозаветного пророка Малахии; 3) «время благодати», начавшееся с пришествия Иисуса Христа и продолжающееся до сих пор.

В каждом из этих трех этапов истории человечества доминируют свои личности — Адам, Моисей и Христос, а также свои руководящие правила, способности и средства достижения нравственного совершенства. По мнению Пелагий, для эффективного использования свободной воли человеку помимо природы и закона необходимо учение и пример Христа, указавшего людям путь добродетели и богопознания, а также особая помощь или содействие со стороны Бога, которое подается человеку всегда, ежедневно, в каждом добром деле. Эту Божественную помощь или содействие Пелагий также называет «благодатью Божией».

Позицию Пелагия по вопросу о соотношении человеческой воли и Божественной благодати в спасении можно охарактеризовать как учение о «свободной синергии» человека и Бога, предполагающей важность одновременно и собственных усилий человека, направленных на свое спасение, и помощи со стороны Бога, которая может выражаться в самых разных формах: как опосредованных (новозаветное учение и пример Христа), так и непосредственных (откровение сокровенных смыслов Свящ. Писания, духовное просвещении сердца, укрепление воли в ее желании добра и т.п.).

С этим согласуется и взгляд Пелагия на проблему Божественного предопределения: Бог предопределяет людей к спасению по предведению их будущей веры, за которой последуют соответствующие вере дела