Миссионер храма принял участие во встрече проекта Культурно-просветительского центра «Познание»

image_pdfimage_print

26 февраля 2019 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась встреча в рамках работы Проекта «Познание Labs» Культурно-просветительского центра «Познание».

Гостем встречи стал кандидат физико-математических наук, кандидат богословия — протоиерей Кирилл Копейкин.

Тема научно-просветительской встречи была выбрана под названием «Кто мыслит Вселенную?» Встреча стала вторым мероприятием в цикле «Невероятное очевидное: физическое и психическое в научной картине мира».

На этот раз центральной темой разговора выступила теория относительности и то влияние, которое она оказала на существующую в научном мире картину Вселенной.

Идеи, которыми отец Кирилл поделился с гостями встречи, стали развитием мыслей, изложенных на первом мероприятии «Две книги Творца» и их закономерным и потрясающим продолжением. Так, например, углубляясь в рассказ о природе творения, ведущий подвел гостей к выводу о том, что доступная нам реальность, которую мы называем «физической», является частью «психики» Творца. Подтверждение этому находится и в сакральных текстах, напоминает ученый, «ибо мы Им (буквально – в нём – ἐν αὐτῷ) живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Другой важной темой встречи стало взаимодействие естественных наук и религии, существующая конфронтация между которыми при ближайшем рассмотрении предстает очевидно искусственной. «Физика описывает структуру мира, открытую для смыслового наполнения, наполнить ее смыслом –задача философии и теологии, – отмечает отец Кирилл. – Когда мы занимаемся физикой, Бога в ней не видим. Бог сокрыт за её пределами».

Вместе с тем без учета теологии невозможно построить целостную картину мира, включающую, в том числе, и психику самого человека. «Включение теологического дискурса должно помочь выработать новый язык, который будет адекватен реальности и позволит описать психику наблюдателя», – подчеркнул ученый.

Продолжением встречи стала оживленная дискуссия с участием представителей как гуманитарного, так и естественнонаучного сообществ. Разнообразные вопросы стали лучшим подтверждением востребованности темы и необходимости продолжения диалога «физиков и богословов».

В работе встречи в качестве принял участие и миссионер храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте братьев Бахрушиных, член Комиссии Московской (городской) епархии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, магистр теологии чтец Андрей Тумин. По словам миссионера, «это был прекрасный разговор с одним из специалистов современной научной духовной школы северной столицы — о Боге, творении, Эйнштейне, теории относительности, о проблематике понимания «теории Большого взрыва» и границ Вселенной, фундаментальных оснований бытия, неделимых частиц и научно-богословского понимания места человека по отношению к миру и Богу…»

Источник: https://bfpmsk.ru

Фото: : https://bfpmsk.ru

 

СПРАВКА

Протоиерей Кирилл Копейкин — кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии, член Комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, настоятель храмов святых апостолов Петра и Павла и святой мученицы Татьяны при Санкт-Петербургском государственном университете протоиерей Кирилл Копейкин.

Тема встречи «Кто мыслит Вселенную?»

Аннотация к теме: «В 1905 году Альберт Эйнштейн создал специальную теорию относительности. Одно из её следствий — то, что материи в привычном смысле нет, реальность больше напоминает живой поток энергии чем совокупность материальных тел. Пытаясь включить в свою теорию тяготение Эйнштейн в 1915 году пришёл к общей теории относительности. Она приводит к неожиданному выводу: возникновение и развитие Вселенной как целого больше всего напоминает процесс рождения и развития мысли. Насколько радикально изменилась научная картина мира на рубеже тысячелетий? Способна ли теология позволить глубже понять новый образ Вселенной?»